Информационные процессы — урок. Информатика, 7 класс.
Процесс — это ход, развитие какого-нибудь явления; последовательная закономерная смена состояний (изменение) в развитии чего-либо.
Информационными процессами называют такие процессы, которые связаны с изменением информации или действиями с использованием информации.
Есть несколько основных информационных процессов:
- cбор информации;
- представление информации;
- обработка информации;
- хранение информации;
- передача информации.
Узнавая новый номер телефона или адрес из телефонного справочника или записной книжки, мы собираем и сохраняем информацию. При непосредственном разговоре с людьми, через переписку, с помощью телефона, радио или компьютерной сети, мы передаем и получаем информацию. Пытаясь решить какую либо задачу, например, по математике, мы тем самым обрабатываем известную информацию.
Информационной деятельностью называют деятельность человека, которая связанна с процессами
Рассмотрим теперь эти информационные процессы.
1) Сбор информации — осуществляется через наблюдение, чтение, общение, измерение и т. д. Со сбора информации начинается решение практически любой задачи.
Пример:
Для того чтобы знать, на какой спектакль вы сможете сходить в свой выходной, вам нужно выяснять автора и название пьесы. Чтобы выбрать профессию, связанную с производством и использованием компьютеров, вам нужно выяснить какие это профессии, в каком учебном заведении и на каком факультете можно приобрести такую специальность. То есть собрать соответствующие информации.
Для сбора информации часто используют различные измерительные устройства.
Пример:
Для того чтобы знать, какая на улице температура воздуха, нам нужен термометр.
Рис. 1.
Для того чтобы знать, с какой скоростью едет водитель автомобиля, нужен спидометр.
Рис.2.
2) Обработка информации — информационный процесс, в ходе которого информация изменяется содержательно или по форме.
Когда ученик отвечает на вопросы по биологии или решает математическую задачу, водитель автомобиля принимает решение о изменении скорости автомобиля, все они обрабатывают входную информацию. После обработки этой информации получается выходная информация. Обработку информации осуществляет исполнитель по определенным правилам. Исполнителем может быть человек, коллектив, животное, машина.
Рис. 3.
Пример:
Школьник, который являлся исполнителем, получил входную информацию в виде условия задачи, обработал информацию в соответствии с определенными правилами (например, правилами решения математических задач) и получил
Обработка информации делится на два типа:
- получение нового содержания, новой информации: преобразование по правилам (по формулам), исследование объектов познания по их моделям, логические рассуждения, обобщения и др.;
- изменение формы представления информации, не изменяющая ее содержание: структурирование (организация информации по некоторому правилу, связывающему ее в единое целое), кодирование (переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для восприятия, хранения, передачи или обработки информации), отбор (требуется для решения некоторой задачи, из информационного массива).
Для обработки большой информации главным помощником человека является компьютер. Компьютер позволяет на основании результатов измерений посчитать довольно большие числа, построить диаграммы и графики.
3) Хранение информации осуществляется с помощью её переноса на материальные носители. Зафиксировать информацию каким-нибудь способом означает сохранить информацию.
Информация хранится в памяти людей или же на каких-либо внешних носителях.
На протяжении нескольких столетий основным носителем информации является бумага. В наше время так же очень распространены электронные носители информации — флеш-карты, диске, аудио- и видеокассете.
Рис. 4.
Но самым важным хранилищем информации для человека является его память. На самом деле, каждый человек помнит свое имя, фамилию, домашний адрес, адреса и телефоны родных и знакомых. А если же человек не может вспомнить нужный адрес или телефон, ему в этом помогают записные книжки, телефонные справочники или другие долговременные носители информации.
4) Передача информации — процесс информации пространственного переноса от источника к получателю (адресату).
Распространение информации между людьми происходит в процессе ее передачи. Передача информации происходит через чтение книг, при разговоре по телефону, при посмотре телепередач и общении в компьютерной сети Интернет.
В передаче информации есть источник и есть приемник информации. Источник передает информацию, а приемник ее получает. А передача информации от источника к приемнику всегда происходит через канал связи.
Рис. 5.
Пример:
При телефонном разговоре двух людей, один из которых является источник, а другой приемником, в роле канала связи выступает телефонная связь.
Информационные процессы в живой природе и технике.
В живой природе, как и в мире людей, информация играет огромную роль. Информацию, поступающую из окружающей среды, способны воспринимать не только люди, но даже животные, растения, отдельные клетки и микроорганизмы улавливают сигналы и реагируют на них тем или иным способом. Опадение листвы осенью и рост побегов весной, принятие определенной позы собакой при приближении соперника, выделение нужных веществ в цитоплазму амебы… Все эти явления живой природы — примеры изменений в системе после поступления информации.С информационными процессами в технике мы сталкиваемся постоянно, ребенок, когда играет с управляемым автомобилем или кораблем получает первое знакомство с информационными процессами в технике. В некоторых случаях главную роль в процессе управления выполняет человек (например, вождение автомобиля), в других управление берет на себя само техническое устройство (например, кондиционер).
www.yaklass.ru
Информация в природе | Мир Знаний
О происхождении жизни на Земле известно мало. И все же хотя-бы гипотетически можно представить себе, как в «первичном бульоне» остывающей планеты возникали органические молекулы, как они взаимодействовали между собой, химически меняя друг друга. Если допустить, что такая модель происхождения живых организмов верна, то где провести границу между неживой и живой материями? На каком этапе хаос химических реакций перешел в биологическую эволюцию первых организмов?
Наиболее очевидный критерий, который можно использовать для проведения этой границы — способность к самовоспроизведению. Обрывки РНК и белков могли воздействовать друг на друга тысячелетиями, но их отношения не вышли бы за рамки органической химии, если бы в какой-то момент цепочка их взаимодействий не замкнулась бы в цикл. Именно в этот момент, и возникла жизнь.
Можно заключить, что в основе жизни лежит способность группы молекул взаимодействовать между собой таким образом, что в результате эта группа молекул образуется заново. Информация, заложенная в их структуре, оказывается сохраненной и воспроизведенной. Круг замыкается. В этот же момент возникает понятие гена — единицы наследственности — и начинается процесс биологической эволюции. В океане случайных химических реакций появляется островок порядка. Его мы и называем жизнью.
Передача генов из поколения в поколение,таким образом, является самым древним способом информационного взаимодействия в живой природе. Без него само понятие жизни не имеет смысла. Однако со временем когда жизнь уверенно закрепилась в числе форм существования материи на Земле, появилась необходимость и в других способах обмена информацией.
Человека создал язык?
Промотав естественную историю на несколько миллиардов лет вперед, мы увидим планету, покоренную человеком. Она освещена электричеством, засеяна геометрически правильными рядами растений, невиданных в дикой природе. Она охвачена сетями сотовой связи, моментально соединяющими людей за тысячи километров друг от друга.
Чем же обязан человек такому триумфу? Ответ, казалось бы. очевиден: достижения цивилизации стали возможны благодаря беспрецедентному развитию нашей нервной системы. Но человек, который родился и вырос в изоляции от общества, при всем интеллектуальном потенциале своей нервной системы, едва ли способен на открытия в ядерной физике или инновации в сельском хозяйстве.
Нет, достижения человека — результат возникновения нового, ускоренного метода передачи информации: языка. Только при помощи языка мы можем сохранять и передавать накопленные знания в отрыве от передачи генов из поколения в поколение. Только языком обеспечивается прогресс: наука, культура, общественно-политическая организация.
Мы создали новый, негенетический метод обмена данными. Фактически, с появлением языка появилось новое информационное пространство, «культурные единицы» которого развиваются, распространяются и эволюционируют по своим собственным законам. Если задача любой генетической системы — поддержание самой себя в как можно более неизменном виде (слишком резкие изменения чреваты потерей способностей к выживанию и размножению), то культурная система куда более подвижна.
Поэтому для возникновения новой информации в «традиционной» генетической форме требуются миллионы лет осторожной, постепенной эволюции. В системе культуры и языка те же изменения могут происходить за годы, месяцы и даже минуты. «Языковая революция» дала человеку возможность приспосабливаться к любой среде с невиданной скоростью. Быстрее даже бактерий.
Человеческий язык не имеет аналогов в природе и по универсальности: он применим практически к любому аспекту жизнедеятельности. Но если «нетрадиционная» передача информации приносит столь богатые плоды, неужели человек — первый, кто об этом задумался? На самом деле, это далеко не так. Человек достиг совершенства в навыке передачи информации, но формально аналоги всех «уникальных» свойств нашего языка существуют и в дикой природе.
Горизонтальный поворот
В чем основной недостаток исходного, древнего метода передачи информации с помощью генов? Он слишком плохо подходит для адаптации к быстро меняющимся условиям среды. В генах, передаваемых «вертикально», из поколения в поколение, заложена важнейшая информация об организме — постоянно менять ее слишком опасно.
Поэтому самой очевидной модификацией «генетического языка» является его дополнение горизонтальным переносом информации — то есть не из поколения в поколение, а между взрослыми особями. Этот способ «общения» активно используют бактерии. Все они обладают основным геномом, который, как и в других организмах, строго охраняется от изменений и повреждений. Но помимо этого, бактерии имеют дополнительные «подвижные островки» ДНК, плазмиды. Ими они могут обмениваться с другими бактериями.
Таким механизмом обеспечивается, например, распространение устойчивости к антибиотикам — если одной бактерии случайно удалось найти способ нейтрализовать действие смертельного для нее вещества, она может «рассказать» об этом способе своим сородичам.
Примерно по этой же логике работает генетическая модификация бактерий: в наиболее распространенной форме она осуществляется введением в клетку плазмид. Фактически,генетическая модификация — искусственная форма горизонтального переноса генов. Можно сказать, что, создавая трансгенную бактерию, мы просто объясняем ей, что от нее хотим, на «бактериальном языке».
Развитие бактериальной пленки. Колония бактерий, постепенно разрастаясь, сформирует вокруг себя изолированную среду, обеспечивающую защиту и комфортные условия (1-3). На определенном этапе роста колонии (4) группа бактерий снаряжается в свободное плавание, чтобы распространиться и основать новую колонию (5).
Химическая почта
Социальный арсенал бактерий не ограничивается генетическими ухищрениями. Бактерии, как и люди, изобрели дополнительный путь передачи информации — химический. Выделяя в среду определенные вещества, бактерии могут обмениваться «знаниями» о том, что происходит вокруг них, и даже согласовывать совместные реакции. Например, таким способом они могут координировать формирование биопленок — тесных сообществ микроорганизмов, живущих на поверхностях жидкостей или твердых тел. Биопленки обладают собственной пространственной организацией и микросредой. Это аналоги городов в бактериальном мире.
«Химический язык» помогает бактериям защищаться от тяжелых условий — например, от тех же антибиотиков (по понятным причинам этот аспект общения бактерий волнует нас больше других). Кишечная палочка, улавливая попадание антибиотиков в среду, выделяет сигнальные вещества, оповещающие сородичей о начале атаки. В результате часть бактерий переходит в «спящую» форму, чтобы иметь возможность восстановиться, даже если большая часть популяции погибнет.
Существуют даже данные о том, что эти химические «переговоры» могут «прослушиваться» представителями других видов. Например, в примере с антибиотиками болезнетворная сальмонелла может реагировать на сигналы кишечной палочки, хотя сама этих сигналов не производит. Под влиянием «слухов» об антибиотиках сальмонелла тоже начинает образовывать устойчивые клетки, что чревато крайне неприятными для человека последствиями.
Химические сигналы далеко не уникальны для мира микроорганизмов: они широко используются живыми существами любой сложности. Например, удивительно развит этот «язык» у высших растений. Одна из особенностей растений заключается в том, что, в отличие от животных, которые больше полагаются на электрические взаимодействия — передачу нервных импульсов — они оперируют почти исключительно химическими сигналами. Отчасти это определяет их малоподвижность — диффузия химических веществ протекает гораздо медленнее, чем распространение электрического тока по нервным волокнам.
Слева: в среде без антибиотика бактерии постоянно синтезируют индол. В середине: под действием вызванного антибиотиком стресса бактерии перестают вырабатывать индол и умирают. Справа: устойчивые к антибиотикам мутантные клетки быстро избавляются от антибиотика и продолжает синтез индола.
Неудивительно, что растения в процессе эволюции развили невообразимый для животных «химический арсенал». Задумайтесь о миллионах алкалоидов и их причудливых цветах, запахах, вкусах и действии на мозг и организм животного. Пока животные развивали зоркое зрение и острые зубы, растения оттачивали мастерство химика-синтетика, позволяющее им отпугивать вредителей, привлекать опылителей — и общаться между собой.
Например, ростки тополя и клена при повреждении листьев вырабатывают летучие вещества, отпугивающие насекомых. Неповрежденные растения, стоящие неподалеку, получают химический сигнал от поврежденных, и в течение считанных часов начинают вырабатывать те же вещества.
Некоторые виды фасоли идут дальше. Они не только отпугивают травоядных клещей — своих главных вредителей — но и привлекают другие, хищные виды клещей, охотящиеся на травоядных. Одновременно с этим, конечно, оповещаются об опасности и соседи. Более того, фасоль отличает вред, наносимый клещами, от простого механического повреждения. Если растение пострадает от ветра или руки мальчишки, никакого сигнала «паники» оно не произведет.
Воздушная среда — не единственный «канал связи» для растений. Томаты, например, могут использовать микоризу — нити симбиотических грибов, опутывающие корни сразу многих растений — в качестве «телефонных линий» для передачи информации. Перерезание этих «проводов» приведет к нарушению контактов между растениями: они больше не синхронизируют свою защиту от вредителей. Кроме того, ученым с помощью генной инженерии удалось вывести «глухие» и «немые» растения, иллюстрируя сходство «химического» общения с привычным нам звуковым или зрительным.
Я милого узнаю по феромону
Несмотря на общее предпочтение животными физических взаимодействий, химические сигналы широко распространены и среди них. Наиболее известным примером являются феромоны — вещества, выделяемые животными во внешнюю среду и вызывающие определенную реакцию у других особей своего вида. Чаще всего она бывает связана с половым размножением: феромоны самца мыши вызывают агрессию у других самцов, возбуждение у самок и ускорение полового созревания у самок-подростков.
Феромоны — это фиксированные информационные сообщения, присущие обычно всем представителям определенного вида и вызывающие автоматическую реакцию. Сторонник антропоцентризма обратит на это внимание и скажет: в этом и заключается уникальность человеческого общения. Любые другие способы взаимодействий вызывают врожденную реакцию, напрямую воздействуя на организм. В случае же человека, язык не заложен в нас генетически, а формируется в процессе обучения.
На самом деле, примеров, при которых информационное взаимодействие требует обучения, множество. В случае с химическими сигналами можно вспомнить смеси-идентификаторы, отделяемые некоторыми учеными от феромонов. Они представляют собой не одно конкретное соединение, а довольно сложную комбинацию различных веществ в определенных пропорциях. В отличие от феромонов в классическом понимании, смеси-идентификаторы индивидуальны для каждой особи или, в некоторых случаях — для популяции (например, колонии пчел).
С помощью смесей-идентификаторов животные могут отличать одних особей от других. Распознавание этих смесей — гораздо более сложный процесс, чем механический ответ на феромоны, и в большинстве случаев требует обучения. Например, омар не вступит в схватку с противником, которому проиграл на прошлой неделе, определив его по индивидуальному запаху.
Информационная роль песни и пляски
С приближением к человеку по степени эволюционного родства методы передачи информации между живыми существами начинают все больше походить на привычные нам. После выхода животных на сушу получает распространение новый способ общения — звуковой. «Разговаривать вслух», несмотря на свою репутацию молчунов, умеют и рыбы — например, рыбы-жабы только и делают, что рычат или гудят, в зависимости от агрессивного или романтического настроения. Но по-настоящему голосовое общение получает развитие лишь на суше. Оно широко распространено не только среди позвоночных, но и, например, у насекомых.
При довольно простой организации нервной системы, многие насекомые имеют слух, которому позавидовал бы хороший звукорежиссер. Кузнечики, например, имеют способность к «коктейль-эффекту» — из какофонии леса или поля они умеют выделять тончайшие детали стрекота сородичей. О чем разговаривают кузнечики? В целом, о том же, о чем и большинство других животных — как бы поскорее с кем-нибудь спариться.
Впрочем, среди более продвинутых в интеллектуальном плане социальных насекомых — муравьев, пчел, термитов — распространены и более высокие темы. Например, муравьи координируют социальные роли, в том числе, при помощи звуковых сигналов (хотя главную роль здесь, все-таки, играют феромоны). Существуют даже муравьи-социальные паразиты, которые подражают таким ролевым сигналам: -«заговаривая зубы» рабочим муравьям, они устраиваются в чужой колонии и живут там припеваючи, беззаботными иждивенцами.
Но наиболее известным «языком» насекомых являются танцы пчел. Двигаясь по определенной схеме, пчелы передают сородичам информацию о направлении и расстоянии до источника провианта или воды — например, до цветочной поляны — и потенциальном богатстве найденного ресурса. Пчелиный танец, на самом деле, еще сложнее, чем кажется: как показывают недавние исследования, информация, заложенная в танце, сообщается другим пчелам не зрительным путем, а при помощи определенных электрических полей, производимых двигающейся пчелой.
Интеллектуальные колоссы
Разумеется, чем более развиты у животного мозг и нервная система, тем более совершенны его возможности для взаимодействия с другими особями. Человеку зачастую сложно оценить, насколько сложен может быть «язык» другого вида — мы невольно строим свои суждения о «разговорчивости» животных на их способности усваивать понятные нам идеи и слова. Но на каком основании мы используем себя, как меру для всей остальной природы?
Например, человеку часто кажется, что он понимает эмоции своей собаки — в той или иной ситуации мы сознательно или подсознательно «переводим» собачий язык на человеческий. Однако простыми экспериментами можно показать: зачастую мы принимаем желаемое за действительное. Например, то, что нам кажется виноватым видом собаки, на самом деле является выражением подчинения. Собаки могут скулить и выглядеть понуро, даже если они не делали ничего плохого — значение имеет обычно только интонация хозяина.
Тем не менее, даже с поправкой на неизбежное очеловечивание взаимодействий между животными, способности многих высших позвоночных к общению впечатляют. Дельфины и другие китообразные, например, пользуются в своем языке свистков и щелчков абстрактными категориями — например, такими, как «много» или «мало». Они имеют подобие синтаксиса: порядок «слов в предложении» влияет на его смысл.
Многие авторы даже говорят о самой настоящей культуре китообразных, ведь некоторые особенности их вокального репертуара меняются со временем — так же, как меняются и человеческие языки. Известен, например, случай, когда группа горбатых китов с одного берега Австралии мигрировала к другому берегу. В течение трех лет местные киты переняли манеру «речи» мигрантов. Похожее наблюдается и с другими аспектами культуры — например, с традициями коллективного поиска пищи.
Если мышление и социальные взаимодействия умных млекопитающих — дельфинов, собак, свиней и особенно обезьян — мы можем хотя бы попытаться понять, то ситуация с птицами сложнее для человеческого восприятия. Птичий мозг резко отличается от мозга млекопитающего. Тем не менее, об интеллекте, например, ворон хорошо известно — они пользуются инструментами, умеют решать абстрактные задачи и выручать друг друга в трудной ситуации.
Можно сказать, что птицы думают совершенно другими частями мозга. Их интеллект и способности к осмысленным взаимодействиям развивались независимо от наших и параллельно им. Тем удивительнее языковые возможности, например, попугаев.
Эти птицы не только подражают человеческой речи, как принято считать. Они способны формулировать осмысленные ответы на вопросы, используя человеческие слова. Они могут усваивать семантические элементы языка: например, слово «хочу», которым попугаи способны разграничивать называние и запрос. Они способны генерализировать предметы и понимать, что те относятся одновременно к двум разным категориям: например, мячик одновременно «синий» и «круглый».
В какой степени попугаи используют свои интеллектуальные способности собственно для обмена информацией в природе, известно плохо- «разговоры» животных между собой на воле изучать гораздо сложнее, чем общение попугая, сидящего в клетке, с человеком. Однако допустить, что способность к восприятию символов и абстрактных понятий в языке развилась у птиц «просто так», довольно абсурдно.
Обмен информацией в природе так же важен, как и обмен генами. Но и сами гены важны не из-за их химического состава или пространственной структуры — они тоже являются информационными единицами, кодом, с помощью которого описывается жизнь. Можно сказать, что живая природа — это и есть обмен информацией.
В этой статье мы сознательно избегали обсуждения приматов, самой продвинутой в интеллектуальном плане группы млекопитающих, к которым относимся и мы. Человекообразные обезьяны, действительно, обладают самыми совершенными из известных нам инструментами социальных взаимодействий. Но наше представление о «разумности» обезьян во многом строится на том, что в силу нашего родства мы говорим с ними почти на одном языке. Человек, бесспорно, умнее любых других животных на Земле. Но нельзя забывать о том, что само понятие ума придумано человеком. Для профилактики мании величия полезно иногда оглянуться по сторонам.
Оставить эмоциюНравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
Метки: Биология 3987mir-znaniy.com
План-конспект урока по информатике (3 класс) на тему: Урок информатики по теме:»Сбор информации» в 3 классе
Тема урока информатики в 3 классе
«Сбор информации»
Цели урока:
- актуализировать знания по теме «Немного истории о действиях с информацией»;
- формировать представление о приёмах сбора информации: наблюдение, чтение, общение,
измерение;
- объяснить термин «наблюдение»;
-научить простейшим способам сбора информации;
— развитие познавательного интереса, логического мышления;
-воспитание информационной культуры, расширение кругозора.
Ключевые понятия: сбор информации, объект наблюдения, цели наблюдения, приборы и приспособления для сбора информации.
Оборудование: предметы (блокнот, кассета, карандаш), презентация «Информация и мы», карточки, таблицы, компьютерная игра «Игрушки», варенье, рисунки.
Форма урока: эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся.
Ход урока.
1.Оргмомент.
-Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, но вы работайте так же активно не стесняйтесь их.
На партах у вас лежат сигнальные карточки. Если что-то будет непонятно, то поднимите грустную рожицу, а если будет всё понятно, то поднимите весёлую рожицу.
2.Актуализация знаний.
Что такое информация?
Ответ: это сведения об окружающем мире.
Каким образом человек получает информацию?
Ответ: с помощью органов чувств.
Карточка сильному ученику. Остальные работают с учителем. Беседа.
Давайте проверим, каким образом можно получить информацию. Проведём такую игру.
Игра №1
Ученику завязывают глаза и он должен определить, какой предмет ему дали. (Блокнот, кассета, карандаш).
С помощью какого органа чувств мы получили информацию?
Ответ: с помощью рук. Точнее, кожей рук, т. е. осязательную информацию.
Игра №2
Ученику необходимо устно объяснить понятие, не называя его. (Рисунок собаки, яблоки или краски.)
Дети отгадывают, о чём речь, что было задумано.
С помощью какого органа чувств мы получили информацию?
Ответ: с помощью ушей, т. е. звуковую информацию. Помните, что сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух.
Игра №3
Ученики должны нарисовать рисунки на «Волшебном экране». (Каждый тянет лепесток ромашки, на котором написано, что рисовать: солнце, гриб, домик, цветок.) Покажите друг другу, что вы нарисовали.
С помощью какого органа чувств мы получили информацию?
Ответ: с помощью глаз, т.е. зрительная информация.
Игра № 4
Определи, какое варенье я приготовила. (Земляничное)
С помощью какого органа чувств мы получили информацию?
Ответ: с помощью языка, т.е. вкусовая информация.
Игра № 5
Определи по запаху, что у меня на тарелке. (Апельсин)
С помощью какого органа чувств мы получили информацию?
Ответ: с помощью носа, т.е. обонятельная информация.
Вывод.
Какая бывает информация по способу восприятия человеком? (Зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная (тактильная) и вкусовая.)
3. Объяснение нового материала.
- Как древние люди передавали информацию друг другу?
Ответ: древние люди передавали информацию звуками своего голоса, знаками, жестами и другими способами.
- Как древние люди хранили информацию?
Ответ: информацию о себе они оставляли в виде изображений, текстов, знаках на каменных стенах пещер, глиняных дощечках, стенах домов, дворцов и храмов, предметах быта и домашнего обихода.
Сообщение целей урока:
-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с одним из действий с информацией — сбор информации.
- Что, по вашему мнению, означает «наблюдать»?
- Наблюдать — это значит: смотреть, слушать, нюхать, трогать, пробовать на вкус. Тот предмет или явление, за которым мы наблюдаем (о котором собираем информацию), будем называть объектом наблюдения. (Слайд № 6)
( На доске прикрепляется табличка наблюдение и от неё слова: смотреть, слушать, нюхать, трогать, пробовать на вкус.)
- Назовите объекты наблюдения людей в прошлом.
Ответ: для того чтобы выжить в условиях дикой природы, люди вынуждены были собирать информацию о солнце, о смене времён года, поведении животных, свойствах предметов и растений и многом другом. ( Слайд №4, №5)
Рассмотрим пример наблюдения человека за солнцем.
(Слайд 7-12)
Давайте рассмотрим, какие приборы и инструменты для сбора информации использует человек?
- Подумайте, какой прибор нужен человеку, чтобы собрать информацию о микробах, бактериях?
Ответ: микроскоп. (Слайд №13)
- Подумайте, какой прибор нужен человеку, чтобы собрать информацию о звёздах, планетах?
Ответ: телескоп. ( Слайд №14)
- Как собрать информацию о температуре воды, воздуха, тела?
Ответ: при помощи термометров. ( Слайд №16)
- Как собрать информацию о длине отрезка?
Ответ: путём измерения, при помощи линейки. ( Слайд №19)
( Слайд № 20)
Что же значит собирать информацию?
Ответ: смотреть, слушать, нюхать, трогать, пробовать на вкус, измерять.
-Сравним с действием наблюдения. Давайте сделаем вывод: наблюдение — это сбор информации. ( Слайд №15)
4. Работа в тетради.
Задание №1.
Сверьтесь с моим решением. (Слайд №22)
Задание №2.
Сверьтесь с моим решением. (Слайд № 23) Задание № 4 (Слайд №27, №28)
5. Компьютерный практикум.
1 группа – умеющие работать на компьютере.
-Отгадайте загадку и нарисуйте отгадку.
Загадка: Среди поля голубого-
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тут ходит,
Землю- матушку обходит.
Светит весело в оконце.
Ну, конечно, это…(солнце)
2группа – дети, которые учатся работать на компьютере.
Отгадайте о чём речь. Устройство для ввода информации в память компьютера.
Ответ: клавиатура.
-Сегодня мы познакомимся с клавиатурой, а помогут нам в этом Смешарики.
( Загрузить игру). Рассказ о клавиатуре.
6. Физкультминутка для глаз.
Проводит подготовленный ученик.
-Практическое занятие на диске «Мир информатики».
Физкультминутка для пальчиков.
7.Подведение итогов урока.
-Что значит наблюдение?
Наблюдение-это сбор информации с помощью органов чувств.
— Что значит собирать информацию?
Собирать информацию — значит наблюдать, читать, общаться, измерять. Собранную информацию можно запоминать, записывать, зарисовывать, т. е. представлять в каком-либо виде.
Вывод: слайд №29.
8. Домашняя работа.
-Сделать в тетради задание №3. Приведите пример из своей жизни, когда вам приходилось наблюдать.
-Подведём итог урока. Если вы считаете, что урок прошёл хорошо, вы узнали что – то новое, то поднимите карточку с улыбающейся рожицей, а если нет, то с грустной.
-Отгадайте по описанию о каком предмете идёт речь. Современный носитель информации — плоский, круглый, блестящий, с отверстием в середине. ( Диск) На уроке технологии мы с вами будем делать рыбку из дисков, пришедших в негодность.
Вот тебе первое задание:
Нарисуй портрет своего робота.
Придумай и запиши имя робота. Моего робота зовут ____________________________________. Робот – это машина. У него нет органов чувств. Покажи ему, какими органами чувств воспринимается каждый из предметов на рисунке.
Проведи стрелочки, как показано на рисунке.
Все сведения, получаемые с помощью органов чувств называются: ИНФОРМАЦИЕЙ |
Информация бывает разного вида.
Например:
Это зависит от того, какими органами чувств мы её воспринимаем.
Наблюдать за солнцем — значит, смотреть, воспринимать его тепло и свет, запоминать, когда оно восходит и когда заходит, как высоко поднимается в небе.
Наблюдая за солнцем из года в год, люди заметили, что летом оно раньше восходит, позже заходит, выше поднимается и сильнее греет. Зимой оно восходит позже и раньше заходит, низко поднимается и мало греет. Зимой день короче ночи, а летом — длиннее.
Зимой природа спит. Выпадает снег. Всё в природе отдыхает. Некоторые животные (например, медведи) засыпают на всю зиму.
Весной все просыпается, расцветает. Летом созревают ягоды и фрукты. Осенью всё увядает и засыпает. Наблюдая за изменениями в природе из года в год, люди поняли, что существуют времена года, которым они дали названия (имена): зима, весна, лето и осень. Информацию о временах года люди используют для того, чтобы организовать свою жизнь. Так, зимой люди готовятся к лету. Они создают и ремонтируют тракторы и комбайны для работы в поле, шьют летнюю одежду. Летом люди выращивают и заготавливают зерно, картофель, овощи, фрукты, корма для животных, дрова, строят дома, шьют зимнюю одежду.
Если объект наблюдения очень мал, то человек использует микроскоп. Микроскоп — это прибор, который помогает рассмотреть очень маленький предмет, увеличив его изображение во много раз. Например, в микроскоп наблюдают за микробами, так как они очень маленькие.
Для наблюдения за объектами, которые находятся от нас на огромных расстояниях, люди придумали телескоп. С помощью телескопа можно разглядеть луну, планеты и звёзды.
! Наблюдение — это сбор информации с помощью органов чувств
(зрительной, звуковой, обонятельной, осязательной, вкусовой).
Наблюдение — это действие с информацией.
Информацию можно собрать также путём измерений. Современный человек для измерения использует различные устройства. Например, для измерения температуры служит термометр.
С помощью термометра измеряют температуру воздуха в помещении или на улице, температуру воды в реке или в ванне, температуру тела человека.
Зачем люди делают это? У большинства здоровых людей температура тела примерно тридцать шесть с половиной градусов. Повышенная или пониженная температура тела означает, что здоровье не в порядке.
Информация о температуре воды или воздуха нужна для того, чтобы выбрать одежду для улицы или решить, можно ли купаться в реке.
Чтобы определить, холодно, тепло или жарко на улице, человек может обойтись и без термометра — у него для этого есть органы чувств (кожа). Но термометр помогает определить точное значение температуры воды или воздуха. Существуют и другие инструменты для измерения. Это, например, линейка.
Линейкой можно измерить длину, ширину и высоту предмета, глубину ямы и многое другое.
Нужную информацию можно собрать, прочитав учебник, просмотрев телепередачу или пообщавшись с другими людьми.
Главное, что мы должны понять и запомнить
1. Сбор информации — это действие с информацией.
2. Собрать информацию — значит, понаблюдать, прочитать, пообщаться, измерить и так далее.
3. Собранную информацию человек запоминает и осуществляет другие действия с ней.
4. Информацию человек собирает с помощью своих органов чувств, а также используя специальные приспособления и приборы (термометр, линейка, телескоп, микроскоп и другие).
Знать
1. Придумай и расскажи короткую историю о том, как человек собирает информацию.
2. Что такое наблюдение? Объясни с помощью примера из жизни.
3. Придумай рассказ, используя слова «собирать информацию».
4. Приведи пример из своей жизни, когда тебе приходилось наблюдать.
5. Для чего люди используют термометр? Расскажи об этом из своего опыта.
6. Для чего люди используют линейку? Расскажи на примере.
7. Что тебе известно про микроскоп или телескоп? Расскажи.
Уметь
1. Выполни задания в рабочей тетради №1.
Загадка: Среди поля голубого-
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тут ходит,
Землю- матушку обходит.
Светит весело в оконце.
Ну, конечно, это…
nsportal.ru
Урок в 3 классе по информатике по теме «Сбор информации» — К уроку — Информатика
3
3 класс, 1 четверть, сбор информацииКОНСПЕКТ
Урока по предмету «Информатика и ИКТ» в 3 классе
Тема: Сбор информации. § 7
Цели:
актуализировать знания по теме «Немного истории о действиях с информацией»;
формировать представление о приёмах сбора информации;
объяснить термин «наблюдение»;
развивать у учащихся интерес к предмету, воспитывать целеустремлённость и трудолюбие.
Тип урока: 1 ч – изучение нового материала.
Средства обучения: презентация «Сбор информации», учебник Матвеевой Н.В., Р.Т. – 3 класс
Структура урока, методы и затраты времени
Этапы урока | Содержание этапа | Время урока |
Организация | Подготовка учащихся к уроку, проверка присутствующих на уроке | 0 — 3 |
Мотивация | Объяснение темы, цели, плана проведения занятий | 4 — 5 |
Актуализация знаний | 1. Как мы узнаём, что знали древние люди? 2. Можно ли узнать, что делали древние люди, по их рисункам? 3. Расскажи, что тебе известно о том, как древние люди передавали информацию на большие расстояния. 4. Придумай и расскажи короткую историю о том, как человек может передать информацию, не пользуясь словами. 5. Приведи пример из своей жизни, когда тебе приходилось пользоваться рисунком, чтобы передать информацию. 6. Как, по-твоему, удобнее передавать информацию: звуками (словами) или рисунками? | 6 — 10 |
Формирование новых понятий, сравнительная характеристика | План изложения нового материала – просмотр презентации «Сбор информации» | 11 — 20 |
Закрепление полученных знаний | Выполнение заданий в учебнике и Р.Т. Ответы учащихся на вопросы преподавателя. | 21 — 35 |
Подведение итогов урока. Задание на дом | Контрольные вопросы по новому материалу §7, вопросы | 36 — 40 |
КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ
§ 7. Сбор информации
ПОНЯТЬ
Для того чтобы выжить в условиях дикой природы, люди вынуждены были собирать информацию о смене времён года, поведении животных, свойствах предметов и растений и многом другом.
! Сбор информации — это одно из действий с информацией.
Как люди собирают информацию? Например, они наблюдают. Наблюдать — это значит: смотреть, слушать, нюхать, трогать, пробовать на вкус. Тот предмет или явление, за которым мы наблюдаем (о котором собираем информацию), будем называть объектом наблюдения.
Рассмотрим пример
От солнца зависит жизнь человека, поэтому люди, издавна наблюдали за ним и выражали свои наблюдения в виде таких рисунков:
Наблюдать за солнцем — значит, смотреть, воспринимать его тепло и свет, запоминать, когда оно восходит и когда заходит, как высоко поднимается в небе.
Наблюдая за солнцем из года в год, люди заметили, что летом оно раньше восходит, позже заходит, выше поднимается и сильнее греет. Зимой оно восходит позже и раньше заходит, низко поднимается и мало греет. Зимой день короче ночи, а летом — длиннее.
Зимой природа спит. Выпадает снег. Всё в природе отдыхает. Некоторые животные (например, медведи) засыпают на всю зиму.
Весной все просыпается, расцветает. Летом созревают ягоды и фрукты. Осенью всё увядает и засыпает. Наблюдая за изменениями в природе из года в год, люди поняли, что существуют времена года, которым они дали названия (имена): зима, весна, лето и осень. Информацию о временах года люди используют для того, чтобы организовать свою жизнь. Так, зимой люди готовятся к лету. Они создают и ремонтируют тракторы и комбайны для работы в поле, шьют летнюю одежду. Летом люди выращивают и заготавливают зерно, картофель, овощи, фрукты, корма для животных, дрова, строят дома, шьют зимнюю одежду.
Если объект наблюдения очень мал, то человек использует микроскоп. Микроскоп — это прибор, который помогает рассмотреть очень маленький предмет, увеличив его изображение во много раз. Например, в микроскоп наблюдают за микробами, так как они очень маленькие.
Для наблюдения за объектами, которые находятся от нас на огромных расстояниях, люди придумали телескоп. С помощью телескопа можно разглядеть луну, планеты и звёзды.
! Наблюдение — это сбор информации с помощью органов чувств
(зрительной, звуковой, обонятельной, осязательной, вкусовой).
Наблюдение — это действие с информацией.
Информацию можно собрать также путём измерений. Современный человек для измерения использует различные устройства. Например, для измерения температуры служит термометр.
С помощью термометра измеряют температуру воздуха в помещении или на улице, температуру воды в реке или в ванне, температуру тела человека.
Зачем люди делают это? У большинства здоровых людей температура тела примерно тридцать шесть с половиной градусов. Повышенная или пониженная температура тела означает, что здоровье не в порядке.
Информация о температуре воды или воздуха нужна для того, чтобы выбрать одежду для улицы или решить, можно ли купаться в реке.
Чтобы определить, холодно, тепло или жарко на улице, человек может обойтись и без термометра — у него для этого есть органы чувств (кожа). Но термометр помогает определить точное значение температуры воды или воздуха. Существуют и другие инструменты для измерения. Это, например, линейка.
Линейкой можно измерить длину, ширину и высоту предмета, глубину ямы и многое другое.
Нужную информацию можно собрать, прочитав учебник, просмотрев телепередачу или пообщавшись с другими людьми.
Главное, что мы должны понять и запомнить
1. Сбор информации — это действие с информацией.
2. Собрать информацию — значит, понаблюдать, прочитать, пообщаться, измерить и так далее.
3. Собранную информацию человек запоминает и осуществляет другие действия с ней.
4. Информацию человек собирает с помощью своих органов чувств, а также используя специальные приспособления и приборы (термометр, линейка, телескоп, микроскоп и другие).
Знать
1. Придумай и расскажи короткую историю о том, как человек собирает информацию.
2. Что такое наблюдение? Объясни с помощью примера из жизни.
3. Придумай рассказ, используя слова «собирать информацию».
4. Приведи пример из своей жизни, когда тебе приходилось наблюдать.
5. Для чего люди используют термометр? Расскажи об этом из своего опыта.
6. Для чего люди используют линейку? Расскажи на примере.
7. Что тебе известно про микроскоп или телескоп? Расскажи.
Уметь
1. Выполни задания в рабочей тетради №1.
pedsovet.su
Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей — Ответы по информатике — Занимательная информатика — Каталог статей
1. Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
Общепринятого определения информации не существует.
Слово «информация» происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление.
В наиболее общем случае под «информацией» понимаются сведения (данные), которые воспринимаются живым существом или устройством и сообщаются (получаются, передаются, преобразуются, сжимаются, разжимаются, теряются, находятся, регистрируются) с помощью знаков.
Понятие «информация» является базовым в курсе информатики, невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия. В геометрии, например, невозможно выразить содержание базовых понятий «точка», «луч», «плоскость» через более простые понятия. Содержание основных, базовых понятий в любой науке должно быть пояснено на примерах или выявлено путем их сопоставления с содержанием других понятий.
В случае с понятием «информация» проблема его определения еще более сложная, так как оно является общенаучным понятием. Данное понятие используется в различных науках (информатике, кибернетике, биологии, физике и др.), при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий.
Информация по-разному трактуется и изучается в различных областях знания.
Информация в физике. В физике мерой беспорядка, хаоса для термодинамической системы является энтропия системы, тогда как информация (антиэнтропия) является мерой упорядоченности и сложности системы. По мере увеличения сложности системы величина энтропии уменьшается, и величина информации увеличивается. Процесс увеличения информации характерен для открытых, обменивающихся веществом и энергией с окружающей средой, саморазвивающихся систем живой природы (белковых молекул, организмов, популяций животных и так далее).
Таким образом, в физике информация рассматривается как антиэнтропия или энтропия с обратным знаком.
Информация в биологии. В биологии, которая изучает живую природу, понятие «информация» связывается с целесообразным поведением живых организмов. Такое поведение строится на основе получения и использования организмом информации об окружающей среде.
Понятие «информация» в биологии используется также в связи с исследованиями механизмов наследственности. Генетическая информация передается по наследству и хранится во всех клетках живых организмов. Гены представляют собой сложные молекулярные структуры, содержащие информацию о строении живых организмов. Последнее обстоятельство позволило проводить научные эксперименты по клонированию, то есть созданию точных копий организмов из одной клетки.
Информация в кибернетике. В кибернетике (науке об управлении) понятие «информация» связано с процессами управления в сложных системах (живых организмах или технических устройствах). Жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование технического устройства зависит от процессов управления, благодаря которым поддерживаются в необходимых пределах значения их параметров. Процессы управления включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информации.
Социально значимые свойства информации. Человек — существо социальное, для общения с другими людьми он должен обмениваться с ними информацией, причем обмен информацией всегда производится на определенном языке — русском, английском и так далее. Участники дискуссии должны владеть тем языком, на котором ведется общение, тогда информация будет понятной всем участникам обмена информацией.
Информация должна быть полезной, тогда дискуссия приобретает практическую ценность. Бесполезная информация создает информационный шум, который затрудняет восприятие полезной информации. Примерами передачи и получения бесполезной информации могут служить некоторые конференции и чаты в Интернете.
Широко известен термин «средства массовой информации» (газеты, радио, телевидение), которые доводят информацию до каждого члена общества. Такая информация должна быть достоверной и актуальной. Недостоверная информация вводит членов общества в заблуждение и может быть причиной возникновения социальных потрясений. Неактуальная информация бесполезна и поэтому никто, кроме историков, не читает прошлогодних газет.
Для того чтобы человек мог правильно ориентироваться в окружающем мире, информация должна быть полной и точной. Задача получения полной и точной информации стоит перед наукой. Овладение научными знаниями в процессе обучения позволяют человеку получить полную и точную информацию о природе, обществе и технике.
Люди, обмениваясь между собой информацией, постоянно должны задавать себе вопросы: понятна, актуальна и полезна ли она для окружающих, достоверны ли полученные сведения. Это позволит лучше понять друг друга, найти правильное решение в любой ситуации. Вы постоянно анализируете свойства информации, часто не придавая этому значения. В повседневной жизни от свойств информации часто зависят жизнь и здоровье людей, экономическое развитие общества.
В наши дни человечество накопило огромное количество информации! Подсчитано, что общая сумма человеческих знаний до недавнего времени удваивалась каждые 50 лет. Сейчас объем информации удваивается через каждые два года. Представьте себе колоссальную библиотеку, содержащую эти сведения! От умения человека правильно воспринимать и обрабатывать информацию зависит во многом его способность к познанию окружающего мира.
Мир вокруг нас полон всевозможных образов, звуков, запахов, и всю эту информацию доносят до сознания человека его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. С их помощью человек формирует свое первое представление о любом предмете, живом существе, произведении искусства, явлении и пр.
Глазами люди воспринимают зрительную информацию;
Органы слуха доставляют информацию в виде звуков;
Органы обоняния позволяют ощущать запахи;
Органы вкуса несут информацию о вкусе еды;
Органы осязания позволяют получить тактильную информацию.
Виды информации, которые человек получает с помощью органов чувств, называют органолептической информацией. Практически 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% — посредством органов слуха и только 1% — при помощи остальных органов чувств.
Воспринимая информацию с помощью органов чувств, человек стремится зафиксировать ее так, чтобы она стала понятной и другим, представляя ее в той или иной форме.
Музыкальную тему композитор может наиграть на пианино, а затем записать с помощью нот. Образы, навеянные все той же мелодией, поэт может воплотить в виде стихотворения, хореограф выразить танцем, а художник — в картине.
Человек выражает свои мысли в виде предложений, составленных из слов. Слова, в свою очередь, состоят из букв. Это — алфавитное представление информации.
Форма представления одной и той же информации может быть различной. Это зависит от цели, которую вы перед собой поставили.
Язык как знаковая система
Для обмена информацией с другими людьми человек использует естественные языки (русский, английский, китайский и др.), то есть информация представляется с помощью естественных языков. В основе языка лежит алфавит, то есть набор символов (знаков), которые человек различает по их начертанию. В основе русского языка лежит кириллица, содержащая 33 знака, английский язык использует латиницу (26 знаков), китайский язык использует алфавит из десятков тысяч знаков (иероглифов).
Последовательности символов алфавита в соответствии с правилами грамматики образуют основные объекты языка — слова. Правила, согласно которым образуются предложения из слов данного языка, называются синтаксисом. Необходимо отметить, что в естественных языках грамматика и синтаксис языка формулируются с помощью большого количества правил, из которых существуют исключения, так как такие правила складывались исторически.
Наряду с естественными языками были разработаны формальные языки (системы счисления, язык алгебры, языки программирования и др.). Основное отличие формальных языков от естественных состоит в наличии строгих правил грамматики и синтаксиса.
Например, системы счисления можно рассматривать как формальные языки, имеющие алфавит (цифры) и позволяющие не только именовать и записывать объекты (числа), но и выполнять над ними арифметические операции по строго определенным правилам.
Некоторые языки используют в качестве знаков не буквы и цифры, а другие символы, например химические формулы, ноты, изображения элементов электрических или логических схем, дорожные знаки, точки и тире (код азбуки Морзе) и др.
Знаки могут иметь различную физическую природу. Например, для представления информации с использованием языка в письменной форме используются знаки, которые являются изображениями на бумаге или других носителях, в устной речи в качестве знаков языка используются различные звуки (фонемы), а при обработке текста на компьютере знаки представляются в форме последовательностей электрических импульсов (компьютерных кодов).
Основные информационные процессы.
Информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.
Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных вычислительной техникой. Обычно под информационными технологиями понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.
Сбор информации.
Приходится признать, что органы чувств — наш главный инструмент познания мира — не самые совершенные приспособления. Не всегда они точны и не всякую информацию способны воспринять. Не случайно о грубых, приблизительных вычислениях говорят: «на глаз». Если бы не было специальных приборов, то вряд ли человечеству удалось бы проникнуть в тайны живой клетки или отправить к Марсу и Венере космические зонды.
Вся деятельность человека связана с различными действиями с информацией, и помогают ему в этом разнообразные технические устройства.
Одно из древнейших сооружений, используемое для получения астрономической информации, находится в Англии недалеко от города Солсбери. Это Стоунхендж — «висячие камни». Он был построен примерно во II веке до н. э. Стоунхендж состоит из поставленных вертикально каменных столбов, расположенных концентрическими кольцами. На вертикальных камнях лежат горизонтальные перекладины, своего рода арки. 1963 году с помощью новейших методов исследования было уставлено, что каменные арки дают направления на крайние положения Солнца и Луны, а 56 белых лунок помогают предсказать время Солнечного и Лунного затмений.
Одно из древнейших устройств — весы. С их помощью люди получают информацию о массе объекта. Еще один наш старый знакомый — термометр — служит для измерения температуры окружающей его среды.
Обработка информации.
Приобретая жизненный опыт, наблюдая мир вокруг себя, иначе говоря — накапливая все больше и больше информации, человек учится делать выводы. В древности люди говорили, что человек познает с помощью органов чувств и осмысливает познанное разумом.
Один раз дотронувшись до горячего чайника или утюга мы запоминаем это на всю жизнь. Каждый раз, случайно коснувшись горячей поверхности, мы отдергиваем руку, потому что у всех нас в детстве был свой «горячий чайник». Если проанализировать, почему так происходит, то можно сделать вывод о преобразовании (обработке) информации. Прикоснувшись к горячей поверхности, мы получили информацию при помощи органов осязания. Нервная система передала ее в мозг, где на основе имеющегося опыта был сделан вывод об опасности. Сигнал от мозга был послан в мышцы рук, которые мгновенно сократились. Аналогичные процессы обработки информации происходят и в тот момент, когда при первых же аккордах знакомой мелодии сразу улучшается настроение или появляются слезы.
Все это примеры неосознанной обработки информации, которая ведется как бы «помимо нас», неосознанно.
Можно привести много примеров осознанной обработки информации. В этом случае человек создает новую информацию, опираясь на поступающие сведения — так называемую входную информацию — и на запас имеющихся у него знаний и опыта.
Например, на уроках химии школьник изучает правила и законы (приобретает определенные знания и навыки). Когда учитель предлагает очередную задачу (входная информация), ученик обдумывает последовательность решения, вспоминая, какие из изученных правил ему необходимо применить. Наконец, он находит ответ. Эта новая информация, созданная учеником в результате обработки входной информации, называется выходной.
Таким образом, выходная информация всегда является результатом мыслительной деятельности человека по обработке входной информации. Можно сказать, что человек постоянно занимается обработкой входной информации, преобразуя ее в выходную.
Передача информации.
Развитие человечества не было бы возможно без обмена информацией. С давних времен люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями. Например, в Петербурге в начале XIX века была весьма развита пожарная служба. В нескольких частях города были построены высокие каланчи, с которых обозревались окрестности. Если случался пожар, то на башне днем поднимался разноцветный флаг (с той или иной геометрической фигурой), а ночью зажигалось несколько фонарей, число и расположение которых означало часть города, где произошел пожар, а также степень его сложности.
В любом процессе передачи или обмене информацией существует ее источник и получатель, а сама информация передается по каналу связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и др. В обычной жизни для человека любой звук свет являются сигналами, несущими смысловую нагрузку. Например, сирена — это звуковой сигнал тревоги; звонок телефона — сигал, чтобы взять трубку; красный свет светофора — сигнал, запрещающий переход дороги.
Хранение информации.
Человеческий разум является самым совершенным инструментом познания окружающего мира. А память человека — великолепным устройством для хранения полученной информации.
Чтобы информация стала достоянием многих людей, необходимо иметь возможность ее хранить не только в памяти человека. В процессе развития человечества существовали разные способы хранения информации, которые совершенствовались с течением времени: узелки на веревках, зарубки на палках, берестяные грамоты, письма на папирусе, бумаге.
Наконец, был изобретен типографский станок, и появились книги. Поиск надежных и доступных способов хранения информации идет и по сей день.
Сегодня мы используем для хранения информации самые различные материалы: бумагу, фото- и кинопленку, магнитную аудио- и видеоленту, магнитные и оптические диски. Все это — носители информации.
Носитель информации — материальный объект, предназначенный для хранения и передачи информации.
Поиск информации.
Просто сохранить информацию недостаточно. Нужно уметь ей пользоваться. А для того чтобы воспользоваться нужной информацией в нужный момент необходимо уметь ее быстро найти.
Поиск информации — это извлечение хранимой информации. Существуют ручной и автоматизированный методы поиска информации в хранилищах.
Методы поиска информации:
непосредственное наблюдение;
общение со специалистами по интересующему вас вопросу;
чтение соответствующей литературы;
просмотр теле-, видеопрограмм;
прослушивание радиопередач и аудиокассет;
работа в библиотеках, архивах;
запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;
другие методы.
Для того чтобы собрать наиболее полную информацию и повысить вероятность принятия правильного решения, необходимо использовать разнообразные методы поиска информации.
В процессе поиска информации вам встретится как самая полезная, так и бесполезная, как достоверная, так и ложная, объективная и субъективная информация, но чтобы не утонуть в море информации, учитесь отбирать только полезную для решения стоящей перед вами задачи. Не уподобляйте свою голову мусорному ящику, куда сваливают все без разбора.
Для ускорения процесса получения наиболее полной информации по вопросу стали составлять каталоги (алфавитный, предметный и др.).
Защита информации.
В жизни человека информация играет очень важную роль. От нее зависит принятие решений, влияющих на развитие общества.
Для предотвращения потери информации разрабатываются различные механизмы ее защиты, которые используются на всех этапах работы с ней.
Для защиты информации используют различные способы защиты:
контроль доступа;
разграничение доступа;
дублирование каналов связи;
криптографическое преобразование информации с помощью шифров.
qo.do.am